Главная » Советы на каждый день » Как правильно оформить отказное письмо Роспотребнадзора?

Как правильно оформить отказное письмо Роспотребнадзора?

Как правильно оформить отказное письмо Роспотребнадзора? кадр из фильма

Некоторые виды товаров, перед тем, как попасть на потребительские рынки, проходят обязательную государственную регистрацию в Роспотребнадзоре. Она заключается в проведении лабораторных испытаний, на основании которых выдается свидетельство о государственной регистрации (СГР).

Когда товары не требуют прохождения такой проверки, изготовители и поставщики могут оформить отказное письмо Роспотребнадзора (далее – ОП). Его оформление необязательно, однако, письмо удостоверяет, что предприниматель не нарушает требования законодательства. Документ подтверждает факт отсутствия необходимости в санитарно-гигиенических проверках. Он помогает избежать спорных ситуаций с таможенными органами, которые могут возникнуть при ввозе товаров на территорию РФ.



Законодательная база

СГР подтверждает, что выпускаемые в обращение изделия соответствуют санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, утвержденным нормативными актами.

Нормы и требования государственной регистрации регулируют органы санитарного надзора. Необходимость прохождения такой процедуры обусловлена требованиями некоторых профильных регламентов ЕАЭС. Под их действие попадают детское и специализированное питание, некоторые виды косметических средств и детских изделий.

Кроме того, решение КТС № 299 содержит перечень продукции, для которой необходимо оформить СГР. Он указан в разделе II. В него входят:

  • средства дезинфекции, дезинсекции и дератизации, предназначенные для использования в быту и лечебных учреждениях;
  • потенциально опасные химические вещества;
  • оборудование и материалы для систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • средства личной гигиены, предназначенные для взрослых;
  • лакокрасочные материалы, растворители;
  • моющие, чистящие средства и другие товары.

В этом случае наличие данного разрешительного документа обязательно, а его отсутствие является причиной для привлечения к административной ответственности.

Получение ОП целесообразно, если реализуемая продукция не относится к объектам технического регулирования. Оформление СГР не требуется для изделий, которые входят в раздел III Решения КТС № 299:

  • образцов для испытаний;
  • нетабачного сырья и материалов, применяемых при изготовлении табачных изделий;
  • посуды, предназначенной для лабораторных реактивов;
  • сувениров, выставочных и рекламных образцов;
  • косметических аксессуаров;
  • гуманитарной помощи;
  • изделий, бывших в использовании.


Особенности отказных писем Роспотребнадзора

Существует несколько видов ОП. Их выдают разные ведомства. Они используются в различных ситуациях, однако, имеют единую цель.

ОП для таможни может потребоваться при возникновении спорных ситуаций, связанных с идентификацией продукции по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД. Отказное письмо МЧС подтверждает, что изделия не подлежат подтверждению соответствия нормам пожарной безопасности. ОП для торговли необходимо предъявлять по требованию контролирующих органов или заказчиков.

Особенность ОП Роспотребнадзора состоит в его привязке к Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, действующим на территории ЕАЭС. Остальные виды писем не охватывают регулирование в данной сфере. ОП представляет собой официальное обоснование Роспотребнадзора в отказе от проведения государственной регистрации изготавливаемой или импортируемой продукции.

ОП может потребоваться для:

  1. Беспрепятственного осуществления торговых операций, связанных с импортом и экспортом – письмо поможет избежать незапланированных убытков в результате простоев товара на границе.
  2. Размещения продукции на реализацию сетевым магазинам, участия в торговых конкурсах и гос. закупках. Некоторые заказчики требуют наличия документа, подтверждающего отсутствие необходимости в прохождении санитарно-гигиенических исследований.

Документ содержит следующие данные:

  • Название и местонахождение заявителя;
  • перечень продукции, информация о том, что она не попадает под действие РКТС № 299 и ТР ТС;
  • данные о территориальном органе Роспотребнадзора, оформившем ОП;
  • номер и дату выдачи.

ОП заполняется на бланке утвержденного образца. Его подписывает руководитель территориального органа, после этого скрепляется печатью и выдается заявителю.



Что необходимо для получения ОП?

Получить помощь в оформлении отказного письма, как и разрешительной документации, можно в центре сертификации. Для этого нужно направить заявление и предоставить:

  1. Реквизиты, регистрационную документацию предприятия-заявителя (свидетельства ИНН, ОГРН, выписки из ЕГР, устав и т.д.).
  2. Подробные сведения о продукции с указанием идентификационных признаков (ОКПД 2, ТН ВЭД), технических характеристик, области применения, материалов, из которых она изготовлена. Если предприниматель не может определить коды ОКПД 2 и ТН ВЭД, в этом помогут эксперты сертификационного центра.
  3. Нормативно-техническую документацию (ГОСТ, ТУ, СТО), определяющую порядок изготовления (при необходимости).

Для оформления отказного письма не требуется проведения лабораторных исследований, поэтому нет необходимости в отборе образцов. ОП составляется на основании анализа информации, предоставленной заявителем, а также требований действующего законодательства.

После изучения предоставленной документации и определения кодов из классификаторов эксперты идентифицируют заявленные товары. Затем составляется и выдается документ.

Он действует на территории РФ и стран ЕАЭС. Период действия не устанавливается. Переоформить ОП необходимо, если в указанные нормативно-технические документы внесены изменения. Письмо считается недействительным, если вступил в силу профильный технический регламент ЕАЭС, который будет распространяться на продукцию, заявленную в ОП.

Еще практические советы по теме